БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНОВ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ

PROGRESSIVE MANAGEMENT, LLC / DNEPR / UKRAINE

+38 (056) 797-01-44   (095) 330-30-23   (096) 732-65-50   (063) 797-01-44

Можно ли для стартапов использовать презентацию вместо бизнес-плана?

Можно ли для стартапов ИСПОЛЬЗОВАТЬ презентацию вместо бизнес-плана? 

 

Вопрос:

Почему вы требуете для поиска инвестиций обязательно писать бизнес план? Почему нельзя просто сделать небольшую презентацию?


 

 

Ответ:

Стартапы - это проекты из области венчурного инвестирования (с высоким риском и высокой потенциальной выгодой). В таких проектах для венчурных инвесторов высокий риск очевиден, но высокую потенциальную выгоду они также хотят увидеть.

При этом можно использовать две альтернативные стратегии:

  • Как умеем описать то, что сделали и показывать это максимальному количеству потенциальных инвесторов. Возможно, кто-то догадается о своей выгоде и предложит нам сотрудничество. Возможно, кто-то поддержит наши идеи и станет инвестором-компаньоном. Это тактика стрельбы из пушки по воробьям.  
  • Сначала найти в бизнес-проекте рациональную бизнес-логику с точки зрения инвестора, описать ее, а затем находить инвесторов, которым эта бизнес-логика может быть интересна и делать точечные целевые презентации.  Это тактика снайпера, 99% успеха снайпер обеспечивает при подготовке к выстрелу, что предопределяет высокую вероятность попадания в цель.

Успеха можно достичь и в первом и во втором случае, только вероятность успеха очень сильно отличается. Мы применяем вторую стратегию, но ее применение требует серьезной предварительной подготовки. Количество возможностей  познакомить потенциальных инвесторов (очных презентаций) со своим проектом очень ограничено, поэтому нужно использовать каждую возможность по максимуму.

Как Вы выразились, «небольшую презентацию» можно подготовить качественно только тогда, когда знаешь, для кого ее готовить, и что ценного потенциальный инвестор хочет увидеть в этой презентации.

Но ошибка инициаторов заключается в том, что они часто путают причину и следствие. Ведь маленький вывод состоит из нескольких предложений, а чтобы к нему прийти нужно собрать множество информации и сделать массу анализов.

Например, «Резюме инвестиционного проекта» состоит из 5-7 страниц, «Инвестиционное предложение» - из 3-5 страниц, но их подготовить можно только после разработки бизнес-плана – около 80 страниц. Так же и ваша «небольшая презентация» может быть подготовлена после осознания множества важных аспектов. В вашем случае инвестор захочет увидеть реалистичный план действий, в соответствии с которым будет набрана необходимая клиентская база для продажи бизнеса (или его доли) стратегическому инвестору (вы писали: «весь проект - это инвестиция в клиентскую базу, с целью дальнейшей его продажи гигантам»).

Сначала нужно ответить на 4 основных вопроса:

1. Какая нужна клиентская база (по количественному и качественному составу)?

2. Сколько времени нужно, чтобы набрать такую базу?

3. Сколько финансовых средств нужно, чтобы набрать такую базу?

4. Каким будет конкретный план действий (с возможными отклонениями) по привлечению такой базы?

Ответ на эти вопросы позволит примерно очертить расходную часть – необходимые затраты.

 

Представим, что необходимая клиентская база найдена, теперь ответим на 2 вопроса:

1. Кто будет заинтересован купить этот сервис вместе с клиентской базой?

2. За какие деньги и на каких условиях могут купить этот сервис вместе с клиентской базой?

Ответ на эти вопросы позволит примерно оценить доходную часть, которая и является целью инвестирования.

С точки зрения инвестора порядок вопросов меняется. Его сначала интересует размер доходной части и вероятность ее получения, и лишь затем расходная часть, как неизбежная необходимость для получения дохода.

Вторая типичная ошибка инициаторов, непосредственно связанная с первой, заключается в том, что они сначала хотят найти инвестора, а потом разработать бизнес-план. Здесь опять перепутаны причина и следствие. Общими словами, призывами и рекламными проспектами инвестора не заинтересуешь, а второго шанса для презентации он может и не дать.

Поэтому все отговорки стартаперов о том, что в отличие от традиционного бизнеса им бизнес-план не нужен, что инвесторы его не требуют несостоятельны. За всем этим стоит просто нежелание заниматься тем, в чем не разбираешься, а, следовательно, скучным делом, куда интереснее и увлекательней развивать сервис. Вот и придумывают для себя оправдание, «притягивая за уши» вырванные из контекста цитаты «гуру» электронной коммерции, которые имеют другой смысл в других обстоятельствах.

Бизнес-план нужен. Он отличается от традиционного, в нем по-другому расставляются акценты, в нем другая аргументация, но он позволяет и самому инициатору и инвестору прийти к пониманию того, к каким результатам этот проект их может привести.

В бизнес-плане startup (если мы говорим о e-commerce) основное внимание сосредоточено на защите бизнес-модели, обосновании ее успешности и, опять же, конкурентоспособности по сравнению с существующими бизнес-моделями. В таких бизнес-планах больше акценты смещены в сторону маркетинга, рынка, потребителей, пользователей, конкурентов. Очень подробные финансовые расчеты в таких случаях не имеют смысла, но, тем не менее, примерную финансовую перспективу инвестор должен видеть, иначе инвестиции не имеют смысла.

Больше информации по этой теме на страницах: 

 

← перейти к другим вопросам

 

 Позвоните нам

 

  

   +38 (096) 732-65-50

 

   +38 (095) 330-30-23

 

   +38 (063) 797-01-44

 

   +38 (056) 797-01-44

 

        Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПИШИТЕ ПИСЬМА!

  

 

 

                                               

 

 

 


PROGRESSIVE MANAGEMENT, LLC / DNEPR / UKRAINE

+38 (056) 797-01-44   (095) 330-30-23   (096) 732-65-50   (063) 797-01-44