Система менеджмента качества ISO 9001 – опыт внедрения
Автор статьи: Татьяна Трипольская
партнёр компании «Прогрессивный менеджмент»
Качество никогда не возникает случайно; оно всегда представляет собой результат ясного намерения, искреннего усилия, разумного руководства и квалифицированного исполнения; оно достигается мудрым выбором из многих альтернатив.
Уилл А. Фостер
1. Оценка состояния стандартизации в Украине на сегодня. Готовность предприятий принимать и внедрять принципы ISO 9001 у себя на предприятиях, понимание необходимости внедрения.
История внедрения стандарта серии ISO 9001 в Украине насчитывает уже более 15 лет. За это время стандарт преобразовывался и усовершенствовался 2 раза: в 2000 и в 2008 годах. Украина старается не отставать от мировых тенденций и требований, поэтому синхронизирует этот стандарт (и стандарты, входящие в серию) в ДСТУ практически сразу же, с максимальной задержкой в 9 месяцев. Это дает украинским предприятиям возможность своевременно получать требования к системам менеджмента качества. После внедрения ISO 9001 и получения соответствующего сертификата, украинские предприятия могут выходить на европейский и мировой рынки с продукцией стабильного качества. Наличие данного сертификата говорит о том, что данное предприятие обладает такими качествами как компетентность в менеджменте и конкурентоспособность.
Несмотря на добровольный характер все больше и больше украинских предприятий внедряют у себя ISO 9001, не желая отставать от своих конкурентов или партнеров, а порой и просто оказываясь в положении, когда основной покупатель заявляет наличие сертифицированной системы менеджмента качества ISO 9001 основным требованием и условием заключения контракта. Именно из-за своей исключительной универсальности и применимости на любом предприятии стандарт ISO 9001 завоевал и продолжает завоевывать авторитет и популярность среди украинских предприятий.
Наряду с собственной популярностью система менеджмента качества ISO 9001 становится основой для разработки и внедрения в мировой практике специализированных стандартов для различных отраслей промышленности, таких как, например, стандарт ISO/IEC 17025 – для лабораторий, стандарт ISO 16949 – для автомобильной промышленности, практика GMP/GDP для фармацевтической промышленности. Специализированные стандарты гораздо шире, сложнее и внедрение их является делом не одного года, зачастую требуя перестройки производственных циклов и технического перевооружения, особенно для тех предприятий, которые подходят к внедрению этих стандартов, так сказать, «с нуля». Однако, для тех предприятий, которые уже внедрили или внедряют ISO 9001, этот процесс протекает гораздо проще и эффективнее, так как основные и принципиальные изменения в компании уже проведены в рамках внедрения системы менеджмента качества ISO 9001, осталось внедрить специализированные требования промышленного стандарта, разработать дополнительные управленческие документы, запланировать и эффективно провести необходимую реорганизацию производства. Для предприятий, которые предварительно внедрили у себя ISO 9001, это сделать гораздо проще, так как они имеют для этого проверенные и эффективные инструменты менеджмента, уверены в том, что вся деятельность их прозрачна, имеет под собой плановую основу, а для измерения полученных результатов внедрения имеются уже проверенные и действенные способы, такие как внутренние аудиты, оценка и анализ результативности и эффективности бизнес-процессов и др. В целом, можно сказать, что ISO 9001 – это не надстройка, это трамплин к выходу продукции предприятия на мировые рынки, а также реальный шаг к достижению усовершенствований предприятия в сфере менеджмента, его развитию и процветанию.
2. Реальные шаги к улучшениям на предприятии, принятие принципов ISO как части корпоративных принципов работы, обнажение «подводных камней», резервов к улучшению и предотвращению ошибок.
Что же необходимо делать и что делают все предприятия на пути к внедрению системы менеджмента качества ISO 9001? – они учатся. Процесс обучения персонала начинается с первым документом по ISO 9001 и требует постоянного совершенствования. Внешнее образование по ISO 9001 и специализированным промышленным международным стандартам постепенно получают все «ключевые» работники предприятия, а по окончанию внедрения системы менеджмента качества ISO 9001, они уже сами смогут обучать своих коллег, создавая тем самым самообучающуюся структуру. Как это происходит? Требованиями ISO 9001 предусмотрены контроль и постоянное повышение компетентности работников предприятия на всех уровнях – от рабочего на конвейере до высшего руководителя. Это значительно сокращает вероятность ошибок, как при производственном цикле, так и при принятии управленческих решений.
В сотрудничестве с компанией «Прогрессивный менеджмент» мы помогаем своим клиентам получать такое образование, находясь в постоянном поиске улучшений и реорганизации своих программ обучения, своевременно реагируя на потребности своих корпоративных клиентов и отдельных слушателей в образовании своих сотрудников. Прежде всего, данные программы касаются внедрения ISO 9001. Мне, как практикующему консультанту, намного проще и эффективнее передавать обучаемым теоретические знания, показывая применение этих знаний на практике, на примере реальных предприятий в различных отраслях промышленности.
Обученные специалисты получают множество готовых проверенных инструментов по внедрению системы менеджмента качества, с помощью которых они, возвращаясь на предприятие, с готовностью и воодушевлением начинают вносить предложения по реорганизации и пытаются проводить улучшения. Однако им это не всегда удается. Многие из них сталкиваются с проблемой, когда не только внедрить, но и вообще что-либо реорганизовать или предложить, нет никакой возможности, поскольку руководитель компании не способен воспринимать те изменения, которые необходимы предприятию, поскольку «не нашёл времени» не то, чтобы пройти обучение, а даже ознакомиться со стандартом. Соответственно это приводит к негативному отношению к новшествам и со стороны всего коллектива.
Чтобы этого не произошло, топ-менеджеры предприятия, в первую очередь, должны получить необходимое образование в области менеджмента качества. Это необходимо для того, чтобы с пониманием и должным вниманием относиться к тем реорганизациям и предложениям, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности предприятия и достижению им поставленных целей, в том числе и в области качества.
В отношении сроков внедрения системы менеджмента качества ISO 9001, необходимо отметить, что темп разработки и внедрения для каждого предприятия индивидуальны и зависят от множества факторов. Одним из важнейших факторов являются реальные, а не декларативные намерения руководителя предприятия на осуществление перемен, связанных с внедрением системы менеджмента качества ISO 9001.
3. Применение принципов «встраивания качества» в бизнес-процессы предприятия, пересмотр его структуры с точки зрения процессного подхода и методологии качества во всех сферах деятельности предприятия.
Что подразумевается под понятием «встраивание качества»? Рассмотрим бизнес-процесс, как отдельную единицу жизненного цикла продукции, представляющую собой совокупность действий по преобразованию входных потоков в выходные потоки. Совокупность взаимосвязанных такими потоками процессов представляет собой систему бизнес-процессов, управление которыми, как единой системой, позволяет получить готовый продукт, востребованный и покупаемый на рынке.
Однако, когда предприятие сталкивается с необходимостью описания этих процессов, то зачастую возникают и такие недоразумения, когда для осуществления процесса не хватает входных потоков (информации). Или происходит обратное, выходной поток не находит своего потребителя, а это автоматически означает, что проделанная работа никому не нужна. Устранение процессов из цикла или реорганизация бизнес-процессов, ориентирование их на результат (который должен иметь удовлетворенного потребителя), позволяет подвести предприятие к так называемому «бережливому производству». Из чего следует, что не только готовая система бизнес-процессов, но и сама процедура их написания на этапе разработки и внедрения принципа процессного подхода в рамках ISO 9001, представляет собой живую работу по выявлению таких вот «дефектных» бизнес-процессов, которые требуют к себе более пристального внимания и корректных действий по реинжинирингу.
При перестройке бизнес-процессов, разработчики также должны применять принцип предотвращения ошибок и несоответствий, т.е. принцип «встраивания качества» в бизнес-процесс, когда при невыполнении необходимых требований на любом из этапов процесса, его выполнение прекращается, т.е. блокируется. Такой принцип прописывания бизнес-процессов позволяет своевременно выявить и блокировать ошибку, которая на более позднем этапе может (или могла бы) привести к потерям времени, средств, репутации предприятия.
Поначалу, это пугает и отталкивает исполнителей процесса, они не согласны, желают «подстраховаться» и избежать «лишней работы». Однако, идя на уступки сегодня, в будущем все равно приходится перестаивать систему бизнес-процессов именно с учетом данного принципа, поскольку анализ системы в целом после внедрения показывает как раз эти проблемные места. Таким образом, многие предприятия, которые перешли на процессное управление, перестраивают свои организационные структуры по этому же принципу.
Применение принципов процессного подхода и встраивания качества является ключевым в формуле успеха внедрения ISO 9001 и специализированных стандартов.
Вот, что говорит начальник отдела контроля качества фармацевтической фабрики КП «Луганская областная «Фармация» Чупахина Е.Ф.:
- До внедрения на нашем предприятии системы менеджмента качества мы видели, что у нас выполняются все лицензионные требования государственных органов, многочисленные проверки и аудиты нашего предприятия это подтверждали. Однако, когда мы прошли обучение по ISO 9001, разработали процедуру управления документацией фармфабрики, то мы увидели множество «узких» мест, где нам предстояло отыскать и внедрить эффективные решения, которые позволят предотвратить ошибки и нежелательные ситуации в будущем. Во многих остальных процессах после их описания и определенности, прозрачности, мы увидели многочисленные возможности для улучшений.
Это позволило нам по иному взглянуть на менеджмент предприятия и кое-что изменить в принципах управления процессами, которые до внедрения ISO 9001 казались отработанными и идеальными. Несомненно, внедрение ISO 9001 – это кропотливая и ответственная работа многих людей, в ней задействуются все подразделения предприятия, но она позволяет нам по-новому оценить нашу деятельность и быстрее найти пути по усовершенствованию. Мы не сомневаемся, что следующий шаг – шаг по внедрению GMP/GDP на нашем предприятии мы сделаем более уверенно и гораздо быстрее.
Еще раз хочу подчеркнуть, что система менеджмента качества ISO 9001 – это не надстройка, это трамплин к выходу продукции предприятия на мировые рынки, а также реальный шаг к достижению усовершенствований предприятия в сфере менеджмента, его развитию и процветанию.
Кратко об авторе: Трипольская Татьяна Петровна, практикующий консультант в сфере разработки и внедрения систем менеджмента качества по ISO 9001. Образование: высшее техническое, высшее по специальности качества, стандартизации и сертификации; сертификат об окончании курса ведущего аудитора в области менеджмента качества (от компании SGS), опыт разработки и внедрения систем качества – 9 лет.
Услуги компании "Прогрессивный менеджмент" в области СМК ISO 9001:2008:
Раздел «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ISO 9001 2008»
← перейти на страницу Услуги компании «Прогрессивный менеджмент»
← перейти на главную страницу Прогрессивный менеджмент | Поиск инвесторов, бизнес-планирование, управление изменениями