ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ ОТНОСЯТСЯ К ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ?
вопрос в оригинале:
Интернет-магазины это электронная коммерция или обычный бизнес?
ответ:
Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, что подразумевается под понятиями "электронная коммерция" и "обычный бизнес". Под "обычным" бизнесом подразумевался "традиционный" бизнес, то есть тот, в котором не используются или в незначительной степени используются информационные технологии. Сначала выделим основные отличия традиционного бизнеса от электронного.
Для более полного ответа на вопрос используем два общепринятых понятия:
Товар в вещественной форме, получивший название hard product – «жесткий, твердый продукт». Это привычные нам товары и услуги, которые можно увидеть, пощупать, понюхать, попробовать и т. д.
Товар НЕ в вещественной форме, получивший название soft product – «мягкий продукт». Это товар, имеющий природу информации, который можно передавать по цифровым каналам.
Теперь введем еще два понятия электронная коммерция и электронный бизнес:
Электронная коммерция (e-commerce) – это бизнес, в котором:
- предмет продаж – только soft product;
- место продаж – только виртуальное;
- способ передачи товара потребителю – по цифровой, «безлюдной» технологии.
Электронный бизнес – это бизнес, в котором:
- предмет продаж – как hard product так и soft product;
- место продаж – может быть как виртуальным и физическим;
- способ передачи товара – по традиционным (не цифровым) каналам товародвижения или комбинированным, в которых используются подсистемы электронной коммерции.
Соответственно,
Традиционный бизнес – это бизнес, в котором:
- предмет продаж – только hard product;
- место продаж – только физическое;
- способ передачи товара – только по традиционным (не цифровым) каналам товародвижения.
Разграничение этих понятий согласуется с одним из наиболее распространенных определений электронной коммерции, принадлежащем ключевому органу Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития:
Под электронной коммерцией понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные.
Теперь можем ответить на вопрос: «Относятся ли интернет-магазины к электронной коммерции или нет?» Смотрим на предмет продаж, место продаж, способ передачи товара.
По приведенной выше классификации интернет-магазины, торгующие hard product, считать электронной коммерцией (e-commerce) не совсем правильно. Более обоснованно считать их традиционным бизнесом с элементами электронной коммерции.
Какие из этого можно сделать выводы?
Во-первых, в некоторых случаях интернет-магазины можно отнести к сфере электронной коммерции, но в некоторых это будет некорректно. Все зависит от того, что является предметом продаж, какими будут место продаж и способ передачи товара.
Во-вторых, инвесторы, специализирующиеся на электронной коммерции, вряд ли заинтересуются бизнес проектом создания интернет-магазина, торгующего hard product. Для них он больше похож на традиционный бизнес.
В-третьих, при бизнес-планировании нужно уделять значительное внимание планированию оффлайновых элементов такого бизнеса, что, как правило, не очень нравится инициаторам бизнес-проекта. В некоторых проектах создания интернет-магазинов потребность в финансовых средствах на 80-90% состоит из потребности в оборотных активах для закупки товара, поддержания необходимых запасов, организации доставки, стартовой рекламы в оффлайне. И только 10-20% - это расходы инвестиционного периода на организацию онлайновых элементов - сайт, организация приема и обработки заказов, стартовая реклама в интернет и т. п.